Противодействие коррупции

Коррупция и методы борьбы с ней.

Коррупция является существенной системной проблемой, характерной не только для России, но и для большинства стран мира. В этой связи одной из первостепенных задач в последние годы, поставленных на государственном уровне в России, стало противодействие коррупции.

Понятие коррупции определено Федеральным законом от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее — Федеральный закон № 273-ФЗ), в соответствии с которым она представляет собой злоупотребление служебным положением, дачу взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах юридического лица.

Федеральным законом № 273-ФЗ также определено понятие противодействия коррупции как деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий:

по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции;

по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений;

по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.

За последние годы в Российской Федерации было создано антикоррупционное законодательство и разработан соответствующий нормативный инструментарий, позволяющий бороться с этим негативным явлением. Кроме того, в целях создания системы противодействия коррупции в Российской Федерации и устранения причин, ее порождающих, Указом Президента Российской Федерации от 19 мая 2008 г. № 815 «О мерах по противодействию коррупции» образован Совет при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции (http://state.kremlin.ru/council/12/news).

 

Организационные основы противодействия коррупции

Основные направления государственной политики в области противодействия коррупции определяет Президент Российской Федерации. Кроме того, Президент Российской Федерации устанавливает компетенцию федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых он осуществляет, в области противодействия коррупции.

Разработку и принятие федеральных законов по вопросам противодействия коррупции, а также контроль деятельности органов исполнительной власти в пределах своих полномочий обеспечивает Федеральное Собрание Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, руководство деятельностью которых оно осуществляет, по противодействию коррупции

В целях обеспечения координации деятельности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по реализации государственной политики в области противодействия коррупции по решению Президента Российской Федерации могут формироваться органы в составе представителей федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и иных лиц. При получении данных о совершении коррупционных правонарушений органы по координации деятельности в области противодействия коррупции передают их в соответствующие государственные органы, уполномоченные проводить проверку таких данных и принимать по итогам проверки решения в установленном законом порядке.

 

Разновидности коррупционных деяний

Все виды коррупционных правонарушений можно условно разделить на:

низовые (небольшие);

элитарные (отличающиеся крупным размером).

Простейшим примером бытовой коррупции является выплата «штрафа» на руки сотрудникам ГИБДД, «благодарность» учителю или медицинскому работнику, «поощрение» помощника нотариуса для скорейшего оформления бумаг.

Часто граждане даже не задумываются, что своими действиями поощряют коррупцию и поддерживают коррупционеров. Конечно, большинство правонарушений перепадает именно на мелкий сектор. Однако коррупционные риски власти «на верхах» намного выше. Социальный статус, авторитет и полномочия дают таким чиновникам особые привилегии. Подобные правонарушения обычно носят завуалированный характер, они четко спланированы, и расследовать их под силу не каждому оперативнику. А ущерб коррупционных деяний чиновников из «высших эшелонов власти» исчисляется миллионами и миллиардами рублей.

Уголовный кодекс РФ пополнился новой статьей, предусматривающей ответственность за «мелкую взятку», поэтому в коррупционную статистику попадают более значимые деяния, представляющие опасность для общества.

Повышение внимания к коррупционным преступлениям – закономерно. Этот небольшой процент правонарушений (1,5% от всех совершенных преступных деяний) составляет 1/7 убытков, причиненных в результате всех противоправных действий.

 

Законодательная база

Существует ряд федеральных законов и указов Президента РФ, направленных на борьбу с коррупцией. В результате обязательного заполнения деклараций всеми лицами, находящимися на государственной службе, удалось избавить чиновничий аппарат от части недобросовестных сотрудников.

Многие эксперты считают, что для повышения эффективности противодействия коррупции необходимо усиление ответственности за совершение коррупционных правонарушений.

Антикоррупционные мероприятия

Мероприятия по противодействию коррупции санкционируются государством и включают в себя комплекс мер. Отстранением отдельных чиновников, попавшихся на взятке, эту проблему не решить.

Существует несколько подходов антикоррупционной политики:

1. Усиление наказания за коррупцию.

2. Повышение заработной платы государственным служащим.

3. Создание конкурентных отношений.

Реализация антикоррупционной борьбы осуществляется внешними и внутренними методами. Внутренняя защита предполагает четкое разграничение полномочий органов власти и контроль над исполнителями со стороны руководителей властных структур.

Внешний метод предполагает возможность обжалования решения представителя исполнительной власти в судебном порядке, а также свободу слова для СМИ.

Изменения в законодательстве создали новый превентивный механизм антикоррупционной борьбы. Появилось новое ограничение для уволившихся чиновников: они не смогут устроиться на работу в организацию, деятельность которой контролировали во время государственной службы. Если чиновник желает трудоустроиться в такую компанию, он должен получить соответствующее разрешение, так как возможна коррупционная подоплека подобного выбора. Для исключения злоупотребления властными полномочиями и была внесена поправка в закон.

Мерой профилактики антикоррупционной борьбы является и увольнение «проштрафившегося» чиновника. За прошлый год инициация увольнения по утрате доверия увеличилась втрое. Всего за минувший год около четырехсот госслужащих лишились работы с подобной формулировкой.

Для предотвращения коррупции одной ответственности чиновника мало. Предупредить противоправные действия помогает статья 19.28 административного кодекса. Она предусматривает ответственность предприятия. Кроме уголовной ответственности сотрудника фирмы на юридическое лицо налагается крупный штраф.

Подобные меры помогли пополнить бюджет на шестьсот пятьдесят миллионов рублей штрафов за коррупцию, наложенных на четыреста двадцать предприятий.

Показать еще Показать еще